01.04.2021
Шахматы.
Чем шахматы полезны
школьнику:
В мире
современных тенденций каждому человеку приходится решать ряд сложнейших проблем. И справляются с этими
проблемами только высокообразованные и
высоконравственные люди.
Чтобы вырастить наших детей самостоятельными
нужна система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и
принимать ответственность за собственные решения.
Нынешнее
поколение должно научиться жить в динамичной обстановке, в постоянно
изменяющемся мире, быть готовым к смене работы, к борьбе со стрессами.
Человек
должен уметь принимать решения в
условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности. И каждый для
себя должен создать модель жизни, то есть быть творцом собственного счастья.
Поэтому
самая главная задача школы – учить мыслить, то есть диалектике.
Это значит научить ребенка наедине с собой
(без оппонента) взвешивать все «за» и «против», не дожидаясь первого шага
противника. Поэтому культурно мыслящий человек и оказывается прекрасно вооружен
в спорах: он грамотно взвешивает обстоятельства и выставляет контраргументы.
Именно этому учат шахматы. Да, учат мысленно
становиться на сторону противника, не учитывая всех его возможностей. Шахматы –
хорошая школа диалектического мышления.
Изучая опыт педагогов, использующих на уроках
шахматы, становится очевидным, какие плюсы в пользу шахмат для того, чтобы их
активно рекомендовать всей школе. Важно научить ребенка взять от шахмат все
самое ценное, нужное. Но этому
сначала надо научиться нам, преподавателям-предметникам. А уж тем более должны в спешном
темпе готовиться молодые специалисты, такие, чтобы с шахматами «на короткой
ноге». Ведь мало передать детям свою
увлеченность, нужно научить ученика понимать и ценить мудрость и красоту
шахмат; видеть глубокую (и отнюдь не лежащую на поверхности) связь игры с живой жизнью и законами мира, в котором
живем.
Именно шахматный материал дает широкие
возможности использование аналогии для закрепления и лучшего усвоения знаний, а
так же для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих особенностей.
С детства сама дружу с шахматами, и,
анализируя эту дружбу, пожалуй, только теперь
понимаю, что, возможно, некоторым деловым своим качествам (расчет,
четкость, интуиция, и др.) я обязана этой старинной интеллектуальной мудрой
игре. И, естественно, мне хочется, чтобы
этими качествами владели и мои собственные дети и воспитанники.
Некоторые могут задуматься: «А где же место
шахматам на наших уроках?». Если подумать, то найдется место и при устном
счете, используя таблицу силы и ценности фигур, и при изучении прогрессий
(история о вознаграждении за изобретение шахмат), и при знакомстве с симметрией
(сравнивая виды симметрии одну с другой прямо на доске). Также речь может идти
о симметрии, возникающей в процессе хода партии, а с другой стороны- в
шахматных задачах и этюдах.
А как не вспомнить с ребятами уже знакомый
метод координат, где буквы «улеглись» на ось абсцисс, а цифры – на ось ординат
(если сопоставить с декартовой системой). Нахождение фигуры на доске и задается
не иначе как координатами (например: Е5,G2) .
Прекрасным пособием послужит шахматная доска
при работе с четностью и нечетностью чисел, которые записывают с помощью цифр
от 0 до 8. Так можно привести, например, задачи, где решение можно проверить
практическим путем (штрихуя или разрезая на части): «Из поля вырезаны 2-е
диаметрально противоположные клетки. Возможно ли «покрыть» поле доминошками из
2-х черно-белых клеток».
Еще один случай четности-нечетности: конь вышел на поле А8 и через несколько ходов вернулся на него.
Докажите, что конь сделал четное число ходов». При решении задач ребенку
предстоит активная мыслительная деятельность: вычисление закономерности,
подсчеты, возможно, практические действия разными способами до достижения
истины. А закономерности четное - нечетное на доске далее может уже
автоматически использовать в других
задачах.
Очень удобно рассматривать на доске теорему
Пифагора, используя метод площадей (красиво, просто и наглядно!).
Вот я
для себя вывод и делаю: учат шахматы, воспитывают шахматы в любом возрасте. Но
чем раньше начинаешь, тем быстрее и качественнее результат получаешь, развитие
происходит быстрее и качественнее.
Шахматы - это полезное
упражнение для ума, шахматы следует пропагандировать с раннего детского
возраста и до самого старшего.Ведь оглянемся на историю. Шахматы являлись
эффективным средством воспитания истинно государственных умов.Играл в шахматы,
Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди
придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе
сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники
знакомы с шахматами и играют в них
весьма сильно.Увлекалась шахматами и
царевна Софья. При Петре I ассамблеи
проходили с непременными шахматными играми. Многие выдающиеся люди увлекались
этой занимательной игрой. Страстным любителем шахмат был Д.Менделеев, Наполеон
так же были поклонниками черно-белой логики. И. Тургенев состоял членом
Петербургского шахматного клуба, среди его противников были А. Толстой, и Я.
Полонский. Л. Толстой не был членом шахматного клуба, но был частым гостем.
Следует возрождать все лучшее. И тогда путем
развития мышления посредством шахмат мы будем способствовать воспитанию
активных членов общества, что является одной из самых важных проблем для
современной России.
Для этого в нашей школе открыли
дополнительное направление по Шахматам на базе центра «Точка Роста».
Казиюртовская СОШ Ахвахского района.
Автор: Руководитель центра
«Точка
Роста» Гайирбеков Гайирбек.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.04.2021
Дата обновления: 02.04.2021
Дата публикации: 01.04.2021